Исповедные ведомости (исповедные росписи). История

Исповедные росписи или исповедные ведомости – это ещё один из основных видов генеалогических источников. Они составлялись священниками для учёта прихожан, которые были в этом году на исповеди и причастии в их приходе.

Исповедные ведомости представляют собой посемейный список с указанием возраста, который составлялся ежегодно, поэтому данный источник позволяет значительно продвинуться в изучении родословной.

Каждый православный христианин должен хотя бы раз в году исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Впервые законодательно это было закреплено в «Инструкции старостам поповским или благочинным надзирателям» патриарха Адриана 1697 г. Священнику вменялось в обязанности учить своих прихожан исповедоваться и причащаться. Кроме того, он был обязан отправлять в Патриарший приказ списки прихожан, уклоняющихся от исповеди.

Указом Петра I от 8 февраля 1716 г. для тех, кто не был у исповеди, устанавливались штрафы, а для раскольников – двойное налогообложение по основному налогу (тяглу). За 1720 – 1730-е гг. было издано ещё несколько указов, подтверждавших такие наказания. С 1765 г. для горожан, которые не могли заплатить эти штрафы, вводились исправительные работы, а за крестьян, у которых не было денег на выплату штрафов, их обязан был выплатить помещик или управляющий имением (для помещичьих крестьян), управитель, казначей или староста (для экономических и дворцовых крестьян).

Синодский указ от 17 мая 1722 г. вменял в обязанности священнику сообщать властям о готовящейся государственной измене, о которой он узнал на исповеди («…если кто на исповеди объявит ещё несделанное, но к делу намеренное от него воровство (т.е. преступление), наипаче же измену, или бунт на государя, или на государство, или злое умышление на честь или здравие государево и на фамилию его величества…»), если человек не раскается и не откажется от своих планов.

Указ Сената и Синода от 16 июля 1722 г. окончательно закреплял ведение исповедных ведомостей («записных исповедавшимся книг»): «…учинить именныя прохожанам своим всякого звания мужеска и женска пола людям книги, в которых как православных, так и раскольников означить по домам изъяснительно, и под написанием всякого дома оставлять праздное место на ходящее впредь быть прибылым в тот дом, также убылым объявление: в котором туда прибудет и кто куда отбудет…». Тем же, кто находился в отлучке, указ предписывал исповедоваться у «знатных и неподозрительных священников» и брать у них «заручные письма», которые по возвращении следовало отдавать своему священнику.

Синодский указ 16 апреля 1737 г. вводил формуляр исповедных ведомостей, который действовал вплоть до 1917 г., а также экстрактов из них, направлявшихся в Святейший Синод.

Указ также окончательно закреплял порядок проведения исповеди и причащения:

…все Ея Императорского Величества верные подданные исповедания Святыя православно восточныя церкви, всякаго чина мужеска и женска пола люди, от семилетне-возрастных и до самых престарелых, во дни Святыя четыредесятницы (т.е. Великого поста) у отцов своих Духовных исповедывались и приобщались Святых Таин повсягодно, без всякого, от такового душеспасительного долга избежения, лености же и небрежения своего. Буде же кто за какою-либо крайне богословною виною в Святую четыредесятницу онаго не исполнит, то таковым тое исповедь чинит в последующие тому два поста, в Петров или Успенский неотменно и потому же Святых Таин приобщаться.

 

Указ 7 октября 1738 г. устанавливал обязательную присылку в Синод исповедных ведомостей в переплёте. Указом 17 мая 1742 г. это правило было отменено, епархии должны были хранить исповедные ведомости у себя, отправляя в Синод лишь экстракты из них.

Взимание штрафов за непосещение исповеди продолжалось весь XVIII в. В 1801 г., по синодскому указу от 18 января, все штрафы отменялись как для православных, так и для старообрядцев (которым разрешалось по указам 1798 и 1800 годов иметь свои церкви) и заменялись епитимией.

Ведение исповедных росписей (так же, как и метрических книг) продолжалось до 1918 г., хотя в некоторых местах они продолжали составляться даже в 1920-е гг.